Автомобильные пробки на дорогах, как правило, случаются не из-за технического несовершенства дорог, а из-за психологического несовершенства человеческой природы», – пишет Том Вандербильт. Благодаря этой его гипотезе, книга «Транспорт» является не сухим обзором дорожной индустрии, а любопытным исследованием психологии человеческого существа, сидящего за рулем автомобиля.

Tom Vanderbilt. Traffic. Why We Drive the Way We Do (And What it Says About Us) – Том Вандербильт Транспорт. Почему мы водим автомобиль так, как мы его водим (и о чем это свидетельствует)

13% задержки транспорта на шоссе после каждой аварии не имеют никакого отношения к расчистке проезжей части от пострадавших автомобилей. Просто многие водители непроизвольно (или намеренно) замедляют ход, чтобы взглянуть на место аварии. Самые любопытные так отвлекаются на зрелище, что врезаются в бамперы впереди идущих машин и создают новые мелкие аварии вокруг первой. Но причиной внезапного замедления движения являются не только аварии. Ею может оказаться диван, выброшенный кем-то на обочину.

Разбирая другие причины перегрузки дорог в Америке, Вандербильт пишет, что в последние полвека американцы стали ездить на автомобилях туда, куда раньше ходили пешком: в соседнюю аптеку, на почту, за газетой… Полвека назад большинство американцев завтракали дома. Теперь они ездят на машине за чашкой кофе!

Другая причина перегрузки городских улиц – поиски бесплатной или дешевой парковки. Недавнее исследование показало, что в районе 15-ти кварталов, примыкающих к университету Лос-Анджелеса, автомобили в поисках дешевой уличной парковки наезжают за один день 4 тысячи (!) километров. Выход один, – пишет Вандербильт, – удорожить уличную парковку настолько, чтобы водители предпочитали пользоваться платными гаражами». Легко сказать! Недавно мы ездили в гости в Нью-Йорк и попытались поставить машину в платном гараже, где за вечер раньше брали 25 долларов. Но за то время, что мы там не были, цена выросла до сорока долларов! Скоро визит на автомобиле в большие города станет не по карману среднему американцу из провинции. Как решить эту проблему? «Транспортная проблема в Америке, – пишет Вандербильт, – часто не подчиняется простым решениям». Как пример, он приводит увеличение числа полос на шоссе – которое оказалось недолговечной мерой».

Расширь один хайвей, и туда немедленно кидаются водители, которые до того благополучно пользовались параллельными дорогами. И очень скоро этот хайвей оказывается еще более перегруженным, чем раньше. Самое эффективное (и самое непопулярное) решение – взимание дополнительной платы за поездки в часы пик. (Еще более эффективным, хотя и не намеренным, решением проблемы оказалось подорожание бензина: там, где он достиг 5 долларов за галлон, дороги немедленно разгрузились). Но повышение платы – дело сложное: по непонятным причинам американцы легко принимают подорожание сезонных авиабилетов и цен на гостиницы, но яростно сопротивляются идее подорожания проездов по дорогам в часы пик.

Чего ж тут непонятного? На самолетах они летают два раза в год, а на автомобиле ездят каждый день… Не видя решения проблемы, Том Вандербильт утешает себя и нас примерами из истории. Изучение оббитых придорожных тумб и сношенных дорожных каменных плит Помпеи показало, что  на ее улицах было введено одностороннее движение колесниц. Документы свидетельствуют, что в древнем Риме один из цезарей запретил дневной транспорт – за исключением провоза материалов на строительство храмов.

Большая часть книги посвящена, естественно, дорожным авариям, включая те, которые случались еще до изобретения автомобиля. В Нью-Йорке 1867 года, – пишет Вандербильт – лошади убивали в среднем по 4 пешехода в неделю, то есть смертность на дорогах была выше, чем сейчас». После проведенных исследований Вандербильт пришел к выводу, что главная причина автомобильных аварий в том, что американцы считают себя лучшими водителями, чем они есть на самом деле. Мы базируем это наше представление, – пишет он, – на том небольшом числе аварий, в которые мы попадали, а надо бы – на том числе аварий, которые нам удалось избежать – благодаря удаче или внимательности других водителей. А такие случаются чуть ли не каждый раз, когда мы садимся за руль». Вандербильт считает, что американцы преувеличивают безопасность своей ситуации и поэтому позволяют себе вести машину не очень внимательно:

Мы позволяем себе поговорить по мобильному телефону, развернуть на ходу карту, взглянуть в боковое стекло на пейзаж. Между тем, статистика показывает, что 80% аварий происходят в случаях, когда внимание водителя отвлеклось от дороги на 3 секунды и меньше. Что самые опасные места – не крутые повороты, не узкие дороги, не дождливая погода и не пьянство. Большинство аварий случаются днем, на сухой дороге, с совершенно трезвыми водителями. (Кстати, именно поэтому теперь на новых дорогах делают лишние, ненужные повороты – чтобы водители не теряли бдительности).

Рецензент книги Мэри Роач [Mary Roach. Slow-Moving Vehicle] заявляет было, что замечательную книгу Вандербильта надо выдавать американцам вместе с водительскими правами, но потом спохватывается и пишет: «правда, надо прежде подсчитать, сколько аварий случится из-за того, что водители будут на ходу читать это увлекательное руководство».