Организация работ по измерению параметров и глубины колеи на автомобильных дорогах
Измерение параметров и глубины колеи производят на автомобильных дорогах с не жесткими дорожными одеждами, имеющими покрытия из асфальтобетона или из материалов, обработанных органическими вяжущими.
Работы по измерению глубины колеи производят в теплый период года при отсутствии воды на поверхности дороги. Измерение параметров колеи может выполняться как в составе общих работ по диагностике, так и самостоятельно. Для планирования работ на следующий год измерения выполняют в осенний период года после снижения высоких положительных температур воздуха на открытой местности до + 15 °С в дневное время. Завершить измерения следует до наступления устойчивых отрицательных температур.
Различают два способа измерения параметров колеи с применением укороченной рейки: упрощенный способ и измерение по методу вертикальных отметок.
Упрощенный способ рекомендуется для использования в процессе общей диагностики состояния дорог для предварительной оценки характера колееобразования, выявления участков, требующих устранения колеи, назначения вида работ и определения их ориентировочных объемов.
Способ определения параметров колеи путем измерения по методу вертикальных отметок рекомендуется для использования в процессе проектно-изыскательских работ для детальной оценки характера колееобразования и разработки проектно-сметной документации по устранению колеи.
Измерение параметров колей выполняется бригадой в рекомендуемом составе инженер – 1, техник – 2, рабочий – 1.
Оснащение бригады по измерению параметров колей включает:
- передвижную дорожную лабораторию или автомобиль «Дорожная служба» или любой другой автомобиль, позволяющий перевозить бригаду, измерительные приборы и дорожные знаки;
- рейку укороченную с уровнем, подставочные стаканы и измерительный щуп;
- курвиметр и измерительные ленты;
- защитные жилеты;
- набор дорожных знаков «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева», «Ограничение максимальной скорости» и конусов.
Технологический процесс измерения глубины колеи может быть разбит на этапы:
- подготовительный;
- полевые обследования и измерения;
- обработка материалов полевых обследований и измерений и оформление документов.
Подготовительные работы включают:
- комплектование бригады;
- подготовку и оснащение передвижной лаборатории или другого автомобиля, средств измерения и защитных средств;
- заготовку форм журналов и таблиц;
- сбор информации об обследуемой дороге из технического паспорта дороги, АБДД, проекта, данных предыдущей диагностики или обследований;
- уточнение титула и категории дороги, интенсивности и состава движения, предварительное выявление участков с колеей;
- определение объемов работ по измерению параметров колеи, места дислокации бригады в период полевых работ;
- согласование работ с органами управления дорогой и органами ГИБДД;
- инструктаж исполнителей по правилам техники безопасности и охране труда в процессе выполнения полевых работ и измерений.
Полевые работы включают осмотр и оценку состояния поверхности дороги, а также измерения параметров колеи в установленном порядке.
Визуальный осмотр производят из автомобиля, движущегося со скоростью, позволяющей фиксировать дефекты состояния покрытия, но не более 20 км/ч или пешком. В местах, требующих детального осмотра и обследования, делаются остановки. Визуальное обследование дорог с раздельными проезжими частями производится в прямом и обратном направлениях.
В процессе визуального осмотра уточняют местоположение начала и конца самостоятельных участков с колеей в прямом и обратном направлениях и привязывают эти положения к километражу.
В местах измерения параметров колеи разбивают поперечник (створ), местоположение которого заносят в ведомость. До начала измерений с поверхности проезжей части и краевых укреплённых полос очищают пыль и грязь, чтобы были чётко видны границы покрытия и обочин.
На каждом самостоятельном участке производят измерения параметров колеи в соответствии с указаниями раздела 4.
Измерения производят под защитой автомобиля, располагающегося так, чтобы знаки «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева» и «Ограничение максимальной скорости» были обращены навстречу движению отображённой на них информацией.
Результаты полевых измерений параметров колеи заносят в ведомость установленной формы и обрабатывают статистическим методами.
Работы по визуальному осмотру и измерению параметров колеи относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго соблюдать действующие «Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог», а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ непосредственно на дороге должны соблюдаться требования «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ», а также специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний.