«В наших планах к 2011 году привести все улицы города в порядок», – рассказал заместитель главы КБДХ Сергей Кельбах. По его словам, сегодня об этом можно говорить с уверенностью, так как еще никогда дорожное строительство не получало такого финансирования – если в 2003 году на нужды комитета из бюджета выделялось 10,3 млрд рублей, то 2008 году эта сумма выросла в четыре раза и составила 41 млрд рублей.

Что касается состояния дорог, то в 2003 году, по данным чиновника, норме соответствовали лишь 30 % улиц Петербурга, а в том году к нормативу приблизились уже 70 %. Кстати, по поводу этих цифр можно было бы поспорить, поскольку, если судить по читательским звонкам и письмам, ям и колдобин на городских трассах по-прежнему много. Достаточно только выехать из центра города в направлении спальных районов. Лишь постоянно увеличивающее количество дорожной техники, которая сегодня трудится на улицах города, вселяет надежду – если дороги ремонтируются, значит, они когда-нибудь и в самом деле станут лучше. Вопрос только один: почему основная часть дорожных работ происходит не летом, когда многие в отпусках, а осенью или даже зимой?

Поспешишь – народ насмешишь

В связи с чем дорожные работы длятся так долго? «При строительстве дорог нельзя торопиться. Как ребенка нельзя родить раньше срока, так и дорожное основание должно выстояться после уплотнения», – рассказывает директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Петербурга Кирилл Иванов. Он пояснил, что, например, асфальтоукладчик, работая на Невском проспекте, должен проходить один метр в минуту. Если водитель чуть ускорит или чуть замедлит движение – будет брак.

Тем более что дорожного брака, как выяснилось, у нас и так хватает. Ведь построить хорошую дорогу – дорогое удовольствием. Эксперты утверждают, что сегодня один квадратный метр дорожного покрытия городской дороги уже стоит от 8 до 10 тысяч рублей. Однако, по утверждению Кирилла Иванова, беда в том, что в последнее время все чаще появляются частные заказчики, которые сознательно идут на нарушения технологий, чтобы сэкономить.

«Тот, кто побывал на Пулковском шоссе у вновь построенных торговых комплексов, смог убедиться, что там все пошло горбылем», – рассказывает К. Иванов. Оказывается, заказчик, подсчитав, во что обойдется асфальтирование дорог, ужаснулся сумме, которую придется выложить. И пригласил бригаду, согласившуюся это сделать намного дешевле. Горе-строители, вместо того чтобы положить нормальное основание, вниз засыпали дешевый меловой щебень, который уже через несколько лет растворится в наших болотистых грунтах, а вместо двух слоев асфальта положили только один.

Что же касается ответа на вопрос, почему у нас дорожные работы проводятся не летом, а поздней осенью или даже зимой, эксперт рассказал, что деньги, которые выделяются на строительство и ремонт дорог из федерального бюджета, поступают, как правило, в конце года. В этом году, например, первые средства на строительство дорог стали поступать в сентябре. До этого момента дорожники либо работали за свои деньги, либо стояли.

На дорогах заработают

Впрочем, вполне возможно, что скоро дорожная отрасль получит возможность решить свои проблемы самостоятельно и больше не зависеть от бюджетного финансирования. Как рассказал Сергей Кельбах, в будущем содержание и развитие дорожной сети Петербурга планируется передать в ведение специально созданной государственной компании. Соответствующее положение уже одобрено в общих чертах губернатором. «Действующая система управления дорожного хозяйства исчерпала резервы повышения эффективности. Мы ограничены в использовании внебюджетных механизмов развития дорожной сети, нам не хватает гибкости и инициативности», – подчеркнул заместитель главы КБДХ. Новая структура в Дорожном комитете должна, по замыслу организаторов, получить возможность привлекать средства частного бизнеса. «Бизнес готов идти вперед, а мы, обвешанные тяжелыми веригами, пока не можем ему ничего предложить, новый ГУП должен помочь решить эту проблему», – считает Сергей Кельбах.

Комментарий эксперта: Александр Полукеев, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

«Будущее более безоблачно, чем вы думаете. Благодаря использованию новых материалов и технологий новые дороги будет стоять без ремонта от 8 до 15 лет»