Об укреплении позиций геосинтетических материалов на российском рынке дорожно-транспортного строительства мы неоднократно рассказывали на страницах нашего журнала. По мнению экспертов, экономические трудности и сокращение бюджетного финансирования не стали помехой для развития рынка геосинтетики. Вот что пишет об этом наш постоянный автор – Г.К. Мухамеджанов, зав. лабораторией НИИ нетканых материалов: «В последние годы в различных регионах России введены в строй новые предприятия по производству нетканых материалов, оснащенные современным технологическим оборудованием в основном западноевропейских фирм. На предприятиях представлены практически все способы и технологии производства НГМ… Объем производства и потребления геосеток, георешеток, геокомпозитов постоянно возрастает…».

Но, несмотря на это, существует еще ряд проблем, тормозящих широкое внедрение в дорожной отрасли геосинтетических материалов (особенно это касается материалов отечественного производства). О том, что же мешает активному использованию ГМ при строительстве и ремонте российских автодорог и искусственных сооружений.

Михаил Сергеевич ИвановГенеральный директор ООО «ЕвроДор» Михаил Сергеевич Иванов

– Андрей Львович, почему по сравнению с зарубежными странами в России применение в практике дорожно-транспортного строительства геосинтетических материалов ограничено?

– Это происходит по ряду причин. К основным причинам я бы отнес отсутствие систематизации и классификации ГМ по тем или иным признакам и свойствам, а также недостаточную информированность проектных и строительных организаций о наличии на Российском рынке таких материалов. До сих пор некоторые производители, а иногда даже и поставщики, сами придумывают название для  продукции, поэтому в терминологии – еще на стадии изучения проекта и составления сметы – возникает серьезная путаница.

– Какие меры принимаются конкретно вашей организацией для продвижения геосинтетических материалов на дорожно-строительном рынке России?

– В 2009 году нашей организацией впервые был подготовлен информационный справочник, отражающий основные типы и структуры геосинтетических материалов, которые выпускаются на российских предприятиях. В справочнике «Материалы для дорожно-транспортного, гражданского строительства и благоустройства» также можно найти информацию о свойствах и возможных областях применения отечественных ГМ. Благодаря поддержке и помощи специалистов НИИ нетканых материалов (г. Серпухов), мы даже осуществили перевод единиц измерения и конкретизацию некоторых показателей. В сборнике указаны нормативно-технические данные геотекстильных материалов, а также приведены типовые схемы применения… Надо сказать, что пока мы занимались сбором данных для справочника, на рынке геосинтетических материалов появились некоторые изменения – возникли новые предприятия, а старые расширили свои мощности и модернизировали производства.

– Значит, возникла потребность в новом издании?

– Угадали! Наш пилотный проект, безусловно, требует более подробного и детального насыщения. На сегодняшний день от коллег по рынку мы получили ряд важных и конструктивных предложений для того, чтобы наше новое издание стало не только более полным, но и более функциональным.

– Какова целевая аудитория, на которую рассчитан справочник?

– Справочник предназначен для широкого круга специалистов транспортной отрасли – проектировщиков, инженеров, строителей. Словом для тех, кому необходима информация не только о наличии на рынке геосинтетических материалов, но и об их технических характеристиках.

– Получается, что справочник в какой-то степени компенсирует недостаток нормативно-технической базы на стадиях проектирования объектов, производства и применения?

– Нет, не совсем так. Справочник не носит рекомендательного характера.  В сборнике указываются параметры материала, необходимые для того или другого вида работ. Так, например, если мы строим дорогу под большую нагрузку, нужны одни параметры. Если же дорога не отличается постоянным движением, – другие.  То есть геосинтетические материалы следует выбирать, исходя из тех параметров, которые соответствуют техническим требованиям планируемой дороги. Рынок призван быть цивилизованным – специалисты должны осознанно подходить к выбору материала.

– Когда же становится понятным, какие материалы будут отвечать необходимым требованиям?

– Это становится понятным уже в процессе изысканий. Какие характеристики требуется заложить в проект, зависит и от заказчика, и от проектировщика. Проектировщик может доказать заказчику необходимость изменения выбранных параметров.
Не исключена и замена (например, с целью снижения стоимости) импортных материалов на отечественные аналоги, и наоборот. Главное – это соответствие требованиям. Надо сказать, что отечественные геосинтетические материалы практически перестали уступать по своим качественным параметрам зарубежным, а вот ценовые показатели у наших материалов привлекательнее.

– А что касается приобретения контрафактной продукции?

– Подобная опасность, конечно же, существует. Но сразу скажу, что такое издание, как наше, помогает предотвратить продвижение или использование контрафакта, поскольку  включает в себя информацию только о надежных производителях, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.

– В ваше справочное пособие вошли отечественные компании-производители геосинтетической продукции. Это принципиальный подход?

– Сначала справочник задумывался именно с целью систематизировать материалы отечественных производителей, поскольку, повторюсь, наш рынок геосинтетических материалов отличает некоторый хаос. В процессе  подготовки 2-го издания, мы пришли к выводу, что игнорировать зарубежных производителей геосинтетики нельзя. В справочник войдут  предприятия, имеющие дилерского представителя на территории РФ и свои складские помещения.
Таким образом, новый справочник включит в себя наименования и показатели, как отечественных, так и зарубежных материалов –  и обязательно с указанием на производителей. В единицах измерения будут даны такие характеристики ГМ, как вид и состав сырья, поверхностная плотность, толщина материала, прочность при растяжении по длине (ширине), удлинение при разрыве, способ соединения при производстве, вид и состав пропитки, устойчивость к УФ-облучению и агрессивным средам, диапазон температур эксплуатации, температура плавления и, наконец, ширина полотна.

– Таким образом, у специалистов, в том числе, и проектных институтов, появится справочное пособие, включающее практически все многообразие геосинтетических материалов, представленных на рынке России?

– Хотелось бы верить, что наше издание будет востребовано и полезно, ведь любой заказчик, любой проектировщик должен иметь перед собой реальную картину того, что представлено на рынке.

– Заказчики подобной продукции, наверняка захотят сравнить стоимость материалов. Будут ли в справочнике указаны цены?

– Наше издание не является прайсовым. К тому же вопрос цен в нашей стране, к сожалению, пока не урегулирован. Но в справочнике будут корректно представлены координаты поставщиков, по которым всегда можно получить прайс на текущий момент.

– Планируется ли создание электронной версии справочника?

– Пока нет. Но в настоящее время мы разрабатываем портал, где все собранные нами данные по геосинтетическим материалам появятся в электронном виде. Благодаря интерактивному интернет-инструменту, в реальном времени пользователь сможет увидеть наличие на складах нужной ему продукции. Добавлю, что к справочнику мы готовим также специализированное приложение – Альбом типовых решений. База типовых решений у нас большая, правда возникает сложность – как свести всю информацию, все данные воедино. Но мы рассчитываем на помощь наших коллег, которым также небезразлична достоверная информация о наличии на рынке геосинтетической продукции и ее оптимальном использовании.

Г.К. Мухамеджанов, зав. лабораторией НИИ нетканых материалов