Первоначально новый материал использовался преимущественно для строительства дорог, например при освоении нефтяных месторождений Западной Сибири – прокладка временных дорог. В 80-е годы дорнит применили при строительстве БАМа, однако такая практика не получила широкого распространения. Геотекстиль завоевал рынок в середине 90-х годов, во время строительства МКАД, автомагистралей «Дон» и «Крым», при возведении ряда строительных объектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Геосинтетические материалы начали использоваться в России в конце 1970-х годов, примерно на 10–15 лет позже, чем на Западе. В 1977 году было запущено серийное производство первого нетканого отечественного материала, который получил название «дорнит»; материал был разработан специалистами ДОРНИИ на основе французской технологии производства нетканого полотна.


Геотекстиль выполняет функцию разделения слоев и позволяет перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличить несущую способность основания, устойчивость откосов, улучшить условия уплотнения земляного полотна. Материал также выполняет функцию армирования при создании насыпей из грунта повышенной влажности. Он предотвращает перемешивание грунта с торфом, при этом осадка торфа идет равномерно. Замена песчаных дрен дренами из геотекстиля позволяет снизить расход песка, повысить темпы строительства, снизить трудоемкость работ.

Резкое увеличение спроса на геосинтетические материалы на российском рынке началось в 2002 году. За последующие два года объем продаж геотекстиля на российском рынке удвоился, а ежегодные темпы роста составили 35–40%. Сегодня геотекстильные материалы составляют 84% от всей геосинтетики, используемой в России. Основной причиной такой диспропорции является неразвитость российского рынка геоматов, геомембран и отдельных видов геосеток, а также информационный вакуум в отношении этих материалов. Обычно при возведении крупных объектов используются два вида геосинтетиков: нетканый геотекстиль и еще какой-либо геосинтетический материал. Например, георешетки или геосетки.

Сегодня дорнит широко используется не только строительными компаниями, но и частными лицами. В частном строительстве этот материал используется в ландшафтном дизайне, для устройства бассейнов и др. По традиции российские потребители называют дорнитом несколько типов геосинтетических материалов, представленных на российском рынке. Практика показывает, что по качеству отечественные геосинтетики не уступают продукции западных производителей, а цены на них на 20–40% ниже. В последнее время на российском рынке появилось много геосинтетических материалов, которые четко разграничиваются по областям применения, устойчивости к внешним воздействиям, другим физико-техническим характеристикам.

Иглопробивное геотекстильное полотно является экологически чистым материалом, изготовленным из бесконечных пропиленовых волокон иглопробивным методом. Это обеспечивает его высокую химическую стойкость и устойчивость к термоокислительному старению.

Геотекстильное полотно характеризуют следующими свойства:

  • Высокий модуль упругости, благодаря которому, материал может воспринимать значительные нагрузки и выполнять функцию армирования при относительно малых деформациях;
  • Большие удлинения при разрыве (в зависимости от плотности материала – до 45 %), что не позволяет местным повреждениям разрушать материал, и он продолжает выполнять свои функции;
  • Универсальная фильтрующая способность, обусловленная специфической структурой материала, которая исключает внедрение частиц грунта в поры и их засорение. Тем самым, обеспечивая хорошую устойчивость фильтрующего качества материала под давлением грунта и в условиях сильной вибрации;
  • Высокая сопротивляемость раздиру и прокалыванию, что особенно ценно при укладке;
  • Отсутствие побочных продуктов.

Иглопробивное геотекстильное полотно не подвержено гниению, воздействию грибков и плесени, прорастанию корней растений, а также устойчиво к порче грызунами и насекомыми. Материал не впитывает воду, а значит, при использовании в сырых условиях вес рулонов не меняется, устойчив к природным кислотам и щелочам. Геотекстиль имеет отличные дренажные свойства, проводя попавшую в него воду как насквозь, так и вдоль плоскости материала.

Процесс укладки материала не вызывает трудностей из-за небольших размеров рулонов, благодаря которым также уменьшаются транспортные и складские расходы. Слой из геотекстиля раскатывают в продольном направлении по всей ширине земляного полотна. Полотна соединяют между собой склеиванием или сшиванием. При укладке необходимо делать внахлест (10-12 см).

Геотекстиль выполняет функцию разделения слоев и позволяет перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличить несущую способность основания, устойчивость откосов, улучшить условия уплотнения земляного полотна. Материал также выполняет функцию армирования при создании насыпей из грунта повышенной влажности. Он предотвращает перемешивание грунта с торфом, при этом осадка торфа идет равномерно. Замена песчаных дрен дренами из геотекстиля позволяет снизить расход песка, повысить темпы строительства, снизить трудоемкость работ.

Каковы же преимущества использования геотекстиля в качестве разделительного слоя? Поскольку влажные грунты слабее, чем сухие, а мелкозернистые слабее, чем грубозернистые, геотекстиль позволяет:

  • предотвратить уменьшение несущей способности, препятствуя смешиванию мелких частиц грунта с насыпанным основанием (щебнем, гравием и песком) дороги;
  • увеличить несущую способность, предотвращая вдавливание щебня в мягкую подоснову, и таким образом, обеспечивая повышенную степень уплотнения;
  • снизить разрушение дорог, вызываемое воздействием мороза.

Таким образом, использование геотекстильного полотна обеспечивает снижение издержек на укладку (экономится до 50% сыпучих материалов); сокращение времени строительства; уменьшение стоимости технического обслуживания. Геотекстиль повышает долговечность конструкции. Кроме того, этот материал препятствует образованию колеи на дороге. Колеи образуются в результате регулярного проезда транспорт: результирующая деформация проявляется в поперечном растягивающем напряжении и связанных с ним мембранным и перераспределяющим механизмах. Высокий начальный модуль упругости геотекстиля способствует снижению деформации и таким образом уменьшает колееобразование.

Результаты исследований, проведенных как мировыми, так и отечественными дорожно-строительными организациями, подтверждают, что использование геотекстиля ведет к снижению затрат при строительстве, реконструкции ремонте автодорог, увеличению их срока службы, а затраты на него окупаются в течение 2-3 лет эксплуатации.

Д.Козлов, руководитель по маркетингу

ООО «Европейские Дорожные Технологии»